Хамидаси (танто). XVII-XIX в.
Клинок прямой без ребер (хирадзукури). Структура поверхности стали (дзи-хада) крупный узор на восхитительно мелкой подложке (мокумэ-итамэ). Рисунок линии закалки (хамон) большие массивные растрепанные бутоны гвоздик с двойными и тройными линиями, напоминающими бамбуковые шторы, образованными тонкими длинными скоплениями мартенситных частиц (о-тёдзи-мидарэ-сударэ-ха). Рисунок закалки острия (боси) резкий, четкий узор в виде форме головы с вытянутой вершиной с длинным возвратом (са) — стиль школы Самондзи).
На обухе в районе вершины имеется матовая область с четкой линией разграничения — так называемая «подпись полировщика», указывающая на то, что последнюю полировку производил японский мастер-полировщик.
Хвостовик (накаго) обычной формы (фуцу) с окончанием в виде плоского холма (хира-яма-ката). Опиловка тонкая диагональная (судзикай). В верхней части опиловка покрыта коричневой (более молодой) патиной, по сравнению с нижней частью. Хвостовик имеет два крепежных отверстия (ана): нижнее большое выбитое, и верхнее, меньшего размера, просверленное. Разница в цвете патины, опиловки и новое отверстие говорит о том, что в период использования клинок был укорочен (о-суриагэ). Подписи (мэй) на хвостовике отсутствуют. На пяту клинка надета металлическая муфта (хабаки) из белого металла (сироганэ), украшенная на обушной части и по нижней выделенной половине декоративной гравировкой в виде следов от кошачьих когтей (нэко-гати).
Рукоять деревянная, обернутая белой кожей ската (самэ) без шнуровой оплетки (ханаки-маки). Самэ еще не потемнела от времени, что говорит о недавней работе. Навершие (касира) и нижняя втулка (фути) латунные, украшенные резьбой в виде сложенных в моток веревок или каменной стены (исимэ). В том же стиле выполнен наконечник ножен (кодзири), что говорит о том, что фути, касира и кодзири делались комплектом одним мастером. Ножны деревянные, покрытые ярким красным лаком (сю-уруси). На ножнах имеется черная полукруглая деталь для шнура (куригата). От устья до куригата проходит паз для ножечка ко-гатана, паз доходит до куригата и переходит в потайной карман.
В комплекте к ножнам идет ко-гатана, рукоять которой выполнена в том же стиле, что и детали рукояти и ножен. На клинке ко-гатана имеются сильно затертые следы иероглифов (не читаемые).
Гарда (цуба) латунная, толстая, овальная с сужением к низу с незамкнутыми отверстиями для ножа ко-гатана и шпильки кодзука (аори-хамидаси), больше похожа на работу ХХ века.
Артикул: ЯК0036
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Материал Дерево, Латунь, самэ (кожа морского ската), тамахаганэ (ковання сталь японского производства), шелковый шнур
Сохранность (реставрация) Ножны и рукоять выполнены в ХХ веке.
Год производства XVII-XIX в. Синто и син-синто (период изготовления мечей с 1596 по 1878 гг.)
Количество фото 11
Время использования XVII-XIX в.
Мастер/Изготовитель Мастер неизвестен.
Размеры клинка, цуба и ко-гатана (в мм):
Основные размеры: Размеры ко-гатана: Размеры цуба:
Общая длина в ножнах: 394 Общая длина: 187 Высота: 43,4
Общая длина без ножен: 345 Длина клинка: 112 Ширина: 27,2
Длина клинка с хвостовиком: 302 Длина рукояти: 72 Толщина: 5
Длина клинка (нагаса): 213 Ширина клинка: 10,7
Длина рукояти: 108 Толщина клинка: 1,5
Длина ножен: 267
Ширина клинка в зоне пяты: 23,5
Толщина клинка: 7,2