Айкути (вакидзаси) мастера Фудзивара Масахиро из провинции Сацума. 1865 г.

0,00 ₽
В наличии
Артикул:
1000223
Мне нравится0
Добавить в сравнение0
Добавить в список пожеланий
Описание

Айкути (вакидзаси) мастера Фудзивара Масахиро из провинции Сацума. 1865 г.

Клинок прямой без изгиба с ребром, который заканчивается ниже острия на обухе (сёбудзукури). Структура поверхности клинка мелкий узор с восхитительно плотностью (тиримэн или сунагасидзи?). Рисунок линии закалки (хамон) волнистая линия с прекрасными туманом и большими яркими звездами на вершинах и в сторонах волн (гономэ-ниои-дэки-асоби-тама-ниэ). Рисунок закалки острия (боси) развалившаяся на части линия закалки с ниэ без возврата (ниэ-кудзурэру).

На обухе в районе вершины имеется матовая область с четкой линией разграничения — так называемая «подпись полировщика», указывающая на то, что последнюю полировку производил японский мастер-полировщик.

На клинок в районе пяты надета латунная запорная муфта (хабаки), украшенная насечкой в виде струй дождя (сигурэ) — сделанная в ХХ века.

Хвостовик обычной формы (фуцу) с окончанием в виде вершины горы (ири-ямагата) — типичная форма для клинков XVII-XIX вв. Опиловка хвостовика тонкая сильно наклоненная диагональная (о-судзикай). На хвостовике с обеих сторон находятся надписи (мэй): с левой стороны 薩摩國藤原正平 Сатцума куни Фудзивара Масахиро 諏訪社鉾鉄交忠練之 — «Я вдохновлялся отточенным благородством копий храма Сува». С правой стороны: 君万歳 Слава Императору 慶応二年乙丑菊月 Второй год Кэйо, небесная ветвь, и-чоу, инь, знак дерева (второй год нового шестидесятилетнего цикла по системе гань-чжи — сентябрь 1865 года).

Рукоять выполнена из дерева и обтянута шкурой ската (самэ) перевитой коричневым шелковым шнуром в стиле щёпотной намотки (цумами-маки). С обеих сторон под обмотку вставлены декоративные резные детали (мэнуки) с золотистыми цветами на черной ленте (иро-сякудо). На навершии (касира) имеется инкрустация в виде старика на выбитой иглой основы (ироэ-хари-дзи). На нижней втулке (фути) имеется рисунок в виде шапочки, придавившей тэнгу, выполненным в стиле цветной картинке на имитации исколотой иглой основы (ироэ-хари-дзи).

Ножны деревянные, обработаные тусклым черным лаком в стиле поперечных следов метлы (цуя-кэси-татэ-хакэмэ-нури). С одной стороны ножен возле устья прикреплена овальная детель для шнура (куригата), ниже имеется крючок (сори-цуно), который упирался в пояс человека, чтобы препятствовать перемещению ножен в момент извлечения клинка. С другой стороны устья проходит паз с потайным карманом для ножечка ко-гатана.

В комплекте к ножнам идет ко-гатана, рукоять которой выполнена в стиле цветной инкрустации на фоне имитирующем мелкие икринки упорядоченные в линии (ироэ-нанако-татэ). Инкрустация изображает трех японских богов счастья: Дайкокутэна, Эбису и Фукурокудзю. На клинке выбиты иероглифы, однако прочитать полное имя кузнеца не представляется возможным, так как они сильно затерты.

Гарда (цуба) железная, имеет форму шестилепесткового цветка дыни с двумя отверстиями для кодзука и когаи с поднятым бортиком в котором сделаны тонкие линии золотистым металлом (тэцу-дзиганэ року-мокко-ката рё-хицу мими-дотэ канэ-сэн-кэбори-дзюган), выполнена, возможно, в стиле школы Мито.

К предмету прилагаются ножны для хранения (сирадзаи) с надписью:

薩摩國藤原正平-Провинция Сацума, Фудзивара Масахира

刃長九寸五分五厘有之 – длина сего клинка 9 сун 5 бун 5 рин (289,32 мм)

諏訪社鉾鉄交忠練之 Я вдохновлялся отточенным благородством копий храма Сува

君万歳 Слава Императору 慶応二年乙丑菊月 Второй год Кэйо, небесная ветвь, и-чоу, инь, знак дерева (второй год нового шестидесятилетнего цикла по системе гань-чжи = сентябрь 1865 года)

裏銘入也- надпись с обратной стороны

昭和四拾九歳菊日下澣 49 год Сёва, последняя декада сентября (1974 г.)

剱押 подписал меч (речь идет о том, кто подписал сирасаи), последний иероглиф — это као (роспись), као не переводится.

Артикул: ЯК0037

Историческая справка

Все оружейные изделия на территории Японии в соответствии с законом обязательны к регистрации. Традиционно изготовленные мечи после заседания комиссии Комитета по образованию получают Дзюхо токэн рю торокусё (регистрационное свидетельство) в котором отображаются основные параметры заявленного изделия. Массово изготовленные японские уставные мечи конца ХIX- I половины ХХ века и европейские образцы не подлежат регистрации и рассматриваются исключительно как оружие.Перевод торокусё (читается сверху вниз, справа налево):

銃砲力剣類登録証 – регистрационное свидетельство (торокусё) на ружья и холодное оружие 割印 [wariin] разделяющаяся печать (поставленная на соприкасающихся частях двух документов) 登録記号 символ регистрации 番号 регистрационный номер 鹿児島県префектура Кагосима 21149 号 номер おいくち- айкути, длина 28,8 см, изгиб 0,0 см, мэкуги (отверстие) – 1. Подпись: 薩摩國藤原正平-Провинция Сацума, Фудзивара Масахира 諏訪社鉾鉄交忠練之 Я вдохновлялся отточенным благородством копий храма Сува 君万歳 Слава Императору 慶応二年乙丑菊月 Второй год Кэйо небесная ветвь, и-чоу, инь, знак дерева (второй год нового шестидесятилетнего цикла по системе гань-чжи = сентябрь 1865 года) 鹿児島県教育委員会 Совет по образованию префектуры Кагосима 昭和四拾九年匕月拾参日 – 49 год периода Сёва 7 месяц 3 день (3 июня 1974 г.)

Справка по мастеру:

Фудзивара Масахира 藤原正平( второе имя — 正平 嘉永, Масахира Каэй) работал с 1856-1866 г. в провинции Сацума. В данной надписи речь идет о Сува Тайся, поскольку это один из старейших храмов синто-буддизма в Японии (основан приблизительно в VI веке и находится в префектуре Нагано). Храм пару раз локально горел примерно в то же время, которое указано на датировке оружия. Храм сам по себе не был замешан в восстаниях против Сёгуната. Вдохновлялся мастер копьями поскольку мастерство воинов буддийских храмов очень высоко ценилось. Когда мастер говорит о копьях этого храма, скорее всего он говорит об обоюдоострых копьях по китайскому образцу, которые появились в Японии где-то между периодом Яёй и Хэйан, (хоко яри). Само упоминание этого храма на надписи (помимо «Слава Императору» и того, что он был из Сацума) говорит о том, что мастер придерживался про-императорской позиции, поскольку этот и многие другие храмы были использованы в рамках установления Кокка синто, чтобы укрепить власть императора на политическом уровне, так как до этого с 1333 г. вся политическая и экономическая власть принадлежала сёгунам.

События периода 1864-1868 гг.:

Токугава Ёсинобу в замке Нидзё объявляет своим подчинённым решение вернуть верховенство власти в Японии императору.

В 1864 году силы сёгуната вместе с войсками княжеств Айдзу и Сацума совершили карательный поход против лидера антиправительственных сил в Западной Японии — княжества Тёсю. Последнее капитулировало, но вскоре снова начало поддерживать недовольных режимом. В то же время на антисёгунские позиции перешел союзник правительства —княжество Сацума, которое возглавили новые руководители Сайго Такамори и Окубо Тосимити. В 1866 году Сацума и Тёсю заключили тайный союз, главной целью которого было свержение сёгуната.

В конце 1866 года Япония получила нового Императора Мэйдзи и сёгуна Токугава Ёсинобу. Последний считал сёгунат устаревшим и планировал создать новое коллегиальное правительство из всех японских региональных властителей во главе с императором, в котором главы рода Токугава продолжали бы удерживать реальную власть в качестве премьер-министра. В октябре 1867 года Ёсинобу вернул Императорскому двору должность сёгуна и полноту политической власти Императору Японии, надеясь стать премьером. Однако антисёгунские силы решили воспользоваться этим и предложили монарху сослать Ёсинобу и конфисковать все земли рода Токугава. В результате этого в конце 1867 года был издан «Указ о реставрации Императорского правления», в котором провозглашалась ликвидация сёгуната, устранение рода Токугава от управления страной и создание нового правительства во главе с императором Мэйдзи. 3 января 1868 года войска княжеств Сацума, Тёсю и Тоса заняли Киото и получили контроль над императорским дворцом.

17 января 1868 года Ёсинобу заявил, что не признаёт этого указа, и попросил Императора отменить его.24 января сёгун стал готовиться к захвату Киото.

На следующий день войска бывшего сёгуна захватили и сожгли резиденцию княжества Сацума в Эдо. Многие сторонники Императора были убиты или казнены.

О богах изображенных на кодзука:

Три бога успеха: Дайко́кутэ́н (яп. 大黒天) — один из семи богов удачи, «Великий Чёрный». Первоначально был индийским божеством Махакалой. Из индийского пантеона Махакала перешёл в буддийский, как один из богов-защитников будд от темных сил. В седьмом веке отправившийся в Индию китайский монах Ицзин упомянул в своих путевых заметках тот факт, что встречал в индийских храмах двурукие статуэтки Махакалы, выступающего покровителем кухни. Данная мода прижилась и в Китае, где Махакала также стал покровителем кухни. В девятом веке Китай посетил основатель школы Тэндай, Сайтё, который завёз в Японию статуэтку Махакалы. Так как имя «Махакала» означало «Большой чёрный», в Японии бог стал именоваться Дайкокутэном, что было дословным переводом «Махакала» с санскрита на японский. Благодаря тому, что первые иероглифы имени божества Окунинуси могли быть прочитаны как «Дайкоку», возникла игра слов, которая привела к отождествлению Дайкокутэна с Окунинуси. Начиная с четырнадцатого века Дайкокутэн прочно утвердился в числе семи богов счастья, в роли кухонного бога снабжающего верующих едой. В этой роли он стал представляться как дородный торговец, с заплечным мешком, полным провизии. Среди купцов он стал почитаться как покровитель бизнеса, а в западной Японии он стал воплощением ками (бога) полей. Также иногда он почитается как бог-охранитель дома. В роли животного-посланца Дайкокутэна выступает мышь. Так как мышь спасла Окуникуси из огненной ловушки Сусаноо, она является дополнительным поводом для отождествления Дайкокутэна с этим богом.

В период Токугава Дайкоку становится главным среди семи богов счастья.

Дайкокутэн был изображён на первых японских банкнотах достоинством в одну иену, выпущенных в обращение в 1885 году.

Эбису — один из семи богов удачи, бог рыбалки и труда, а также хранитель здоровья маленьких детей. Единственный из семи имеет японское происхождение.

Первенец Идзанаги и Идзанами, родился без костей (а в некоторых мифах и без ног и рук) из-за неполного соблюдения свадебного ритуала матерью. При рождении его назвали Хирако, что в переводе с японского значит «головастик». Перед своим трехлетием Хирако был унесен в море на тростниковой лодке, которую после долгих странствий по волнам выбросило на берег Хоккайдо, где он был подобран айном Эбису Сабуро. Преодолевая многие трудности Хирако вырастил себе ноги и руки (а возможно и остальные недостающие части тела) и в три года превратился в бога Эбису.

Эбису немного глуховат, но жизнерадостен и доброжелателен, поэтому его часто называют смеющимся богом.

Обычно изображается в высокой шляпе с удочкой в руках и большой рыбой.

Фукурокудзю (яп. 福禄寿 ふくろくじゅ) — ками, один из семи японских богов счастья. Был заимствован синтоизмом из китайских верований. В его имени синтезиованы три цели. «Фуку» означает «счастье», «року» — «служебное благополучие», а «дзю» — «долголетие» и по возможности бессмертие. Фукурокудзю считается богом-повелителем южной Полярной звезды. Он живет в собственном дворце, окруженном благоухающим садом. В этом саду кроме всего прочего растет и трава бессмертия. Внешний вид Фукурокудзю отличается от обычного отшельника лишь тем, что голова его ещё более удлинена. Некоторые считают это символом накопления опыта за многие прожитые века. В руках у Фукурокудзю посох, в завитушку которого прдет свиток, содержащий в сбе всю мудрость мира. Иногда он держит фляжку из сушенной тыквы, ее содержимое сразу вызывает в памяти знаменитые рубаи другого азиатского мудреца –Омара Хайама. В странствиях олень. Кроме обычного посоха, иногда Фукурокудзю изображается с веером в руках. При этом подразумевается созвучие слов «веер» и «добро» в китайском языке. Данный веер может быть использован богом как для изгнания злых сил, так порой, и для воскрешения мертвых.

Эбису, Дайкоку и Фукурокудзю также именуют «тремя богами успеха».

Дополнительная информация

Страна производства Япония

ПодробнееПоказывать меньше
Подробная информация о предмете
1000223
Вам также может понравиться

Меню

Параметры

Создайте учётную запись для сохранения любимых предметов.

Войти в личный кабинет

Создайте учётную запись для использования списков пожеланий.

Войти в личный кабинет