Танто. XVII-XVIII в.
Клинок прямой без ребер (харадзукури). Структура поверхности стали: крупный узор в виде коры сосны ближе к лезвию с прямыми линиями (мацу-кава-масамэ). Рисунок закаленного лезвия представляет прямую растрепанную линию (сугу-мидарэ-ха) с окончанием в вершине (боси), которое остро стремится вверх к острию с глубоким возвратом по обуху (цуги-агэ-тора-но-о-каэри). На пяте клинка надета металлическая запорная муфта украшенная в стиле сигурэ (струи дождя).
Хвостовик обычной формы, заканчивающийся контуром с подъемом к лезвию (ха-агари-куридзири). В хвостовике выбиты два отверстия для запорного клина (мэкуги-ана): верхнее отверстие больше, чем нижнее. Опиловка не просматривается (или отсутствует) из-за сильной темной патины, указывающей на почтенный возраст клинка.
Рукоять деревянная, обтянутая кожей ската (самэ) и обмотаная синим плоским шнуром с односторонней намоткой (ката-хинэри-маки). На рукояти с обеих сторон находятся украшения рукояти (мэнуки) в виде четырехлепесткового цветка айвы японской (мэнуки штампованная современная). С верху и с низу рукоять имеет навершие (касира) и кольцо устья (фути) украшенные гравировкой латунным цветком пиона на черном фоне над которым летит одинокая птичка камышовка или соловей (эти весенние птицы связаны с любовной тематикой в японском искусстве).
Ножны деревянные коричневые (кури-иро-фун) выполненные в стиле древоподобной структуры (мокумэ). С внутренней стороны ножен вставлена полукруглая деталь с продольным отверстием для продевания шнура (куригата).
Гарда (цуба) железная кованная овальной формы с незакрытым отверстием для кодзука с квадратным, но скругленным краем цуба, с левой нижней части цуба рельефное изображение стрекозы. Цуба выкована в силе Нара (хамидаси нагамару каку мими конику такабори дзиганэ). Середина цуба уменьшена с помощью свинцовой впайки.
Артикул: ЯК0021
Историческая справка
Цуба:
Школа Нара была основана в период Эдо (1600-1867) в первой половине XVII в. мастером Нара Кодзаэмон Тоситэра (1579-1629). Свое название школа получила в память о художественных традициях исторического периода Нара, а не от названия древней столицы Нара, располагавшейся когда-то к югу от Киото. Один из девяти его последователь Нара Тосинага (1667-1737), порвав со старыми традициями, принес утонченность разнообразие в дизайн и материалы, которые он использовал. Изображение как бы перетекает с одной плоскости предмета на другую, оборачивается вокруг фути, переходит на другую сторону цуба.
Изображение стрекозы на цуба: Одним из центральных символов Японии — это стрекоза. Стрекоза украшает клинки мечей и колчаны стрел, символизируя своим стремительным полетом молниеносность удара меча и полета стрелы. Одна из древнейших легенд гласит, что первый император Япони Дзимму Тэнно, обозревавший с вершины высокой горы свои владения. заметил сходство очертаний японских островов с длинным изогнутым телом стрекозы.
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Материал Дерево, самэ (кожа морского ската), тамахаганэ (ковання сталь японского производства), шелковый шнур
Сохранность (реставрация) На ножнах деталь для продевания шнура отлетает — требуется ремонт.
Год производства XVII-XVIII в. Период синто (1596-1780)
Количество фото 12
Время использования XVII-XIX в.
Мастер/Изготовитель Мастер неизвестен., Цуба:, школа Нара (XVII-XVIII в.)
Размеры клинка и цуба (в мм):
Основные размеры: Размеры цуба:
Общая длина в ножнах: 402 Высота: 22,3
Длина клинка с хвостовиком: 270 Ширина: 35
Длина клинка (нагаса): 186 Толщина: 5,4
Длина рукояти: 110
Длина ножен: 285
Ширина клинка в зоне пяты: 20
Толщина клинка: 6