Хамидаси (айкути) мастера Гассан Садакадзу. II половина XIX — начало XX в.
Клинок короткий, широкий прямой, без ребра (форма харадзукури).
Структура зерна на стальной поверхности: прямые волокна (масамэ) имеют восхитительную плотность и оформлены зернами ниэ.
Рисунок закалки на лезвии (хамон): прямые линии средней ширины (тю-сугу-ха) на фоне ниэ, добавляющие вид потертостей (хоцурэ), а также «наносов песка» вдобавок к основному орнаменту из прямых линий производят впечатления «удвоения» (нидзюба) и «утроения» (сандзюба) слоев с линиями. Здесь также присутствует и другой рисунок зерен, в виде яркой линии ниэ в закаленном лезвии, кристаллы в ней плотно сгруппированы (кинсудзи). Рисунок закалки на острие: гладко изогнутая линия, сопровождаемая теми же «наносами песка», в наиболее примечательной манере для формирования многослойных образований текстуры зерен, выглядящими как «следы от метлы», имеет выраженный «обратный изгиб» с ниои.
На обухе острия (мунэ) имеется зона дымчатой полировки с четко обозначенной нижней границей, это так называемая «подпись полировщика», которая говорит о том, что клинок был полирован японским мастером-полировщиком.
Гравировка на клинке (харимоно): с правой стороны выгравированое скорописными иероглифами высказывание, с левой стороны выгравирован цветок японской сливы (сибай). Хвостовик (накаго) обычный с с окончанием в форме каштана (кури-ката), опиловка напильника — горизонтальные черты перекрытые резкими диагональными чертами (хира-цукури), которая повторяется на обухе хвостовика.
Рукоять деревянная с обмоткой из коричневого тонкого витого шнура с узорной деталью (мэнуки) в виде круга с вписанным в него двойным шестигранником (кикко) — мотив панциря черепахи. Устье рукояти (фути) выполнена в виде расширенного обруча (копируется цуба) с прорезом для кодзука.
Ножны выполнены из дерева магнолии в стиле хариавадзэ-сая (исколотые иглой) и покрыты черным лаком (цуя-кэси). В верхней части ножен вставлена полукруглая деталь с продольным отвестием для продевания шнура (куригата) На ножнах наложена художественная деталь в виде части военного снаряжения (?) выполненная в стиле цветной картинки (ироэ).
С обратной стороны ножен имеется потайной карман для ножа ко-гатана с рукоятью кодзука. Кодзука гравирована рельефным узором цветной картинки с изображением взлетающего журавля или цапли на основе из мелких упорядоченных в ряды «икринок» (нанако-татэ).
Артикул: ЯК0022
Историческая справка
Школа кузнецов Гассан берет свое название с горы Гассан ‒ одной из трех главных гор в провинции Дэва на северной части основного японского острова Хонсю (сейчас это префектуры Ямагата и Акита). Точная дата и основатель кузнечной школы не установлены. В период Камакура (1185-1333 гг.) появляется много подписанных мечей школы Гассан, однако кузнецы работали и раньше, но так как мечи предназначались для храмов Дэва Сандзан, подписывать клинки не было необходимости. Во время войны Гэмпай (1180—1185) хорошие мечи потребовались самураям обоих кланов ‒ Тайра и Минамото, поэтому производство существенно расширилось и клинки стали подписываться.
Старейший из известных подписанных клинков школы Гассан хранится в храме Дэва Сандзан и датируется периодом Намбокутё (1333-1391). Это длинное лезвие по типу тати (большой меч) имеет статус Дзюё Бидзюцухин (Важный Объект Искусства).
В музее искусства Хомма (в поселке Сёнаи в префектуре Ямагата) и в коллекции Музея изобразительных искусств Бостона (США) хранится пара тати датируемых поздним Намбокутё (1333-1391) или ранним периодом Муромати (1392-1572). Эти два меча объединяют общие характеристики клинков: сталь имеет зернистую структуру узора, называющуюся аясуги-хада, а также прямую линию закалки ‒ сугу-ха. Это отличительные черты работ школы Гассан.
Среди датированных работ старейшие относятся ко второму и к десятому годам эпохи Буммэй (1470 и 1478 гг. соответственно). Мастера этого периода подписывались 出羽寒河江月山 Дэва Сагаэ Гассан или 月山谷地住人 Гассан Ядзи-но-Дзюнин (Гассан житель Ядзи) – эти подписи показывают, что основное место ковки были селения Ядзи или Сагаэ на восточном подножии горы Гассан, которые опекались храмами, основанными на трех горах, а так же местными военными силами и были достаточно продуктивны.
Однако объем производства очень сильно сократился в начале эры Тэнсё (1573-1593) предшествовавшей установление сёгуната Токугавы в Эдо (1603-1868). Последний датированный меч этого периода был выкован во второй год эпохи Тэнсё (1574 г.), а последним упоминающимся кузнецом Гассан является 左沢住人月山 Атерасава-но дзюнин Гассан (житель Атерасавы Гассан), работавший в период Кэйтё (1596-1614). Такое внезапное исчезновение кузнечных мастерских может частично объяснятся «охотой за мечами», которую инициировал объединитель Японии военачальник Тоётоми Хидэёси (1585-1591). Закон запрещал всем, кроме самураев, владеть и носить оружие любого вида ‒ это сильно подорвало спрос на мечи, особенно школы Гассан, которая в основном ориентировалась на обслуживание религиозных сект. Окончательный упадок школы Гассан произошел в 1584 году, когда военачальник даймё Могами Ёсиаки (1546-1614) разрушил после своей победы общество кузнечных мастеров, снабжавших оружием его противников. В это число попали и кузнецы Гассан.
Только в конце периода Токугавы (1603-1868) традиции школы Гассан были восстановлены Гассаном Садаёси 月山貞吉.
В современной системе классификации мастеров эта новая школа и её потомки получили название «Осака Гассан», в то время как мастеров старой школы называют «Ко-Гассан».
Школа «Осака Гассан» оказала огромное влияние на возрождение японского оружейного искусства XIX века, так называемого периода Син-синто ‒ новейших мечей.
Основатель школы «Осака Гассан» Гассан Садаёси потерял своего сына, когда тот был еще ребенком. Взамен умершего наследника он усыновляет сына жившего в деревне Сугоси провинции Оми Цукамото Ситиробэи, Садакадзу, родившегося в 1836 году. Будучи знакомым с кузнечным искусством с самого детства, Садакадзу уже в возрасте 11 лет получил свои первые официальные уроки искусства изготовления мечей. Он быстро учился и уже в 14 лет начал ковать собственные мечи. В 1851 году, в возрасте 16 лет, он закончил совместную с учителем и законным отцом работу над клинком вакидзаси (короткий меч в паре к катане). К 20 годам он осваивает мастерство хоримоно (художественная гравировка на клинке), едва не превзойдя своего учителя. Его гравировки поражают своей продуманностью и точностью, благодаря чему работа Садакадзу, датирующаяся 1855 годом, вошла в каталог насечек на хвостовике «Имамура Осигата».
В начале 1860 года, когда возраст его приемного отца и учителя Гассана Садаёси перевалил за 60 лет, Садакадзу принимает на себя ответственность за школу, становясь дайсаку (заместитель имени своего отца). Это плодотворный период, когда Садакадзу изготовил множество замечательных мечей в стиле Бидзэн и Ямато, вдобавок к традиционным мечам своей школы Гассан.
Революция Мэйдзи (1868 г.) и упразднения самурайского сословия с запретом на ношение и использование традиционных японских мечей сильно подорвала кузнечное братство. Современники Садакадзу к середине периода Мэйдзи были вынуждены оставить свои кузнецы и торговлю. Школа Гассан выжила благодаря тому, что Садакадзу стал изготавливать реплики древних шедевров, таким образов поддерживая уже накопленный опыт. Несмотря на отсутствие заказов, Садакадзу всё же ковал мечи своей школы ‒ существует работа, датированная 1887 годом. После 1887 года и до конца эры Мэйдзи (1868-1912) он изготовил много мечей в стиле «аясуги», этому способствовало повышение спроса на японские мечи в период японско-китайской войны (1894-1895) и русско-японской войны (1904-1905).
Открытие Японии для Запада ознаменовало мощное воздействие западных культур на все сферы жизни японцев, их традиционные искусства и ремесла оказались в угрожающем положении, грозящим потерю самоидентификации. Особенно это проявилось в военном направлении ‒ всё самурайское оружие изымалось и нередко уничтожалось, а в армии принимали на вооружении образцы холодного оружия, копирующие европейские модели. Понимая, что целый пласт культурного наследия может быть утерян, император Мэйдзи в 1906 году, создал организацию для возведения избранных художников и ремесленников в титул Императорских Экспертов по Искусству и Профессиям (Тэйсицу Гигэи-ин), просуществовавшую до 1945 года. Гассан Садакадзу удостаивается чести войти в эту организацию и получить титул в числе первых семи представителей разных направлений японского искусства.
В том же 1906 году Гассан Садакадзу закончил и преподнес в подарок императору Мэйдзи меч. А через десять лет, в 1915 году он изготавливает заказанный Департаментом армии тати (длинный меч) на интронизацию (вступление в должность) нового императора Тайсё (1912-1926) интронизация состоялась после трехлетнего траура по предыдущему императору)).
Последняя работа Гассана Садакадзу хранится в Нью-Йоркском музее «Метрополитен» (США) ‒ это вакидзаси с зерном аясуги в стиле Сосю, в подписи которого Садакадзу указал свой почтенный возраст: 83 года. Через четыре месяца Гассан Садакадзу покинул этот мир, передав своё наследие сыну Садакацу и ученикам Такахаси Нобухиде и Мориока Мадёси.
Садакадзу предоставлен дошедшими до нас работами, охватывающими интервал от 8-го месяца эры Каэри (1851 г.), когда ему испонилось 16 лет, и до 7 марта эры Тайсё (1918 г.), когда он умер в возрасте 84 года. Опыт его мастерства включает вопроизведение работ ранних мастеров из школ Сосю, Бидзен, Ямасиро и Ямато, которыые процветали в самом начале истории меча.
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Материал Дерево, Латунь, тамахаганэ (ковання сталь японского производства), шелковый шнур
Год производства 1855-1918 гг. Относится к гэндайто «новейшие мечи» (1876-до наших дней)
Сохранность (реставрация) Хорошая
Количество фото 11
Время использования II половина XIX — начало XX вв.
Мастер/Изготовитель Гассан Садакадзу (1851-1918 гг. работы)
Размеры клинка и ко-гатана (в мм):
Основные размеры: Размеры ко-гатана:
Общая длина в ножнах: 280 Общая длина: 209
Общая длина без ножен: 236 Длина клинка: 112
Длина клинка с хвостовиком: 231 Длина рукояти: 97
Длина клинка (нагаса): 160 Ширина клинка: 12.3
Длина рукояти: 76 Толщина клинка: 2.1
Длина ножен: 207
Ширина клинка в зоне пяты: 20.5
Толщина клинка: 6