Айкути мастера Сукэсада. Конец XIV-XVI в.
Клинок прямой, без ребер (хирадзукури).
Структура поверхности стали не просматривается.
Рисонок закаленного лезвия напоминает нераскрывшиеся бутоны гвозик (тёдзи-ха) со слабым возвратом в вершине (бидзэн-боси). На пяте клинка надета медная запорная муфта (акаганэ-хито-гасанэ-хабаки).
Хвостовик прямой короткий (сирибари-гата) с окончанием в виде вытянутого каштана (ха-агари-кури-дзири). С левой стороны хвостовика имеется подпись мастера (мэй), состоящая из двух иероглифов 祐定- Сукэсада. На хвостовике имеется диагональная опиловка (судзикай).
Рукоять деревянная, крепящаяся к хвостовику с помощью запирающего клина (мэкуги-ана), выполнена в стиле самаякигири (имитация оплетки ползучим растением ротанга), покрытые черным лаком ро-иро. В средней части рукояти имеется ровный участок, на который с двух сторон прикреплен круглые украшения рукояти (мэнуки) в виде рельефного свернувшегося дракона из латуни (тю-нику-синтю-тацу).
Ножны выполнены из дерева магнолии и отделаны коричневым лаком с поверхностью имитирующей камень (кури-иро-фун-исимэ-нури-сая).
В ножнах имеется потайной карман в который вставлен перочинный нож (ко-гатана) с рукоятью кодзука. Кодзука выполнена в технике нанако-татэ (упорядоченная в прямые линии икринки), украшенная в середине мэнуки в виде карасиси (мифический «китайский» лев).
Артикул: ЯК0020
Историческая справка
Школа мастеров Сукэсада работала в провинции Бидзэн в период кото (старые мечи до 1596 г.).
Кузнецы школы славились помимо изготовлением мечей ковкой входящих в моду в период Муромати (1392-1572) коротких кинжалов танто и айкути, отличительной чертой которых были прямые или слабоизогнутые клинки без ребра (хирадзукури), которые можно было вставлять в длинные древки и использовать в качестве копий яри.
В этот же период кинжалы типа кайкэн («нож за пазухой») массово дарились женихами невесте во время свадьбы. Женщины использовали кайкэн для самообороны и дзигай (женское ритуальное самоубийство ударом в сердце или сонную артерию. Предписывалось женщинам из самурайских семей при угрозе чести и достоинству, а также как акт презрения и мести к нанесшему оскор. Постепенно укрепилась манера размещать в ножнах вакидзаси (короткого меча) и кинжалов вспомогательные инстументы — иглу когаи и перочинный ножик кодзука. В этот же период (Муромати) входит в моду отделка ножен и рукоятей в стиле саямакигири (резьба имитирующая древнюю оплетку ползучим растением ротанг), хотя с 1429 по 1469 год «саямакигири было немодно…» — Книга «Хонтё Гункико», XVII в.
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Материал Дерево, тамахаганэ (ковання сталь японского производства)
Год производства Конец XIV-XVI в. Период кото (старинные мечи)- эра Муромати (1393-1572)
Сохранность (реставрация) На левой стороне клинка пятно. Требуется полировка. На устье рукояти скол. Клинок ко-гатана погнут возле пяты.
Количество фото 10
Время использования Конец XIV-XIX в.
Мастер/Изготовитель Сукэсада (XV-XVI в.)
Размеры клинка и ко-гатана (в мм):
Основные размеры: Размеры ко-гатана:
Общая длина в ножнах: 365 Общая длина: 184
Общая длина без ножен: 312 Длина клинка: 87
Длина клинка с хвостовиком: 300 Длина рукояти: 96,5
Длина клинка (нагаса): 207 Ширина клинка: 9,7
Длина ножен: 312 Толщина клинка: 1,4
Ширина клинка в зоне пяты: 24,7
Толщина клинка: 7