Вакидзаси мастера Оу Айдзу-но Канэсада, 1859 г.
Клинок однолезвийный, изогнутый, с ребром, широким долом, который заканчивается острым подрезом и тонким, ниже идущим доликом, который на сантиметр длиннее, выше подреза широкого дола, обух суживается и проходит до острия ложным лезвием (у-но кубидзукури – форма «головы балкана» или нагината-дзукури). Вершина (киссаки) большая (о-киссаки) с бортиком сбоку (ёкотэ). Структура поверхности стали (дзи-хада) мелкая древесная структура (ко-итамэ). Рисунок линии закалки (хамон) выразительная, крупная волна (о-гономэ-ха). Рисунок линии заклки в вершине (боси) волнистый без возврата (нотарэкоми).
Хвостовик (накаго) обычной формы (убу), с окончанием в виде высокой горной вершины (ката-яма-ката). Насечка напильником (ясури-мэ) правосторонняя диагональная (судзикай). На хвостовике выбито одно отверстие для крепёжного клина (мэкуги ана).
Хвостовик подписан (мэй) с двух сторон. С левой стороны (катана-мэй) вырезано семь иероглифов: 奥州會津住兼定 – Оу Айдзу-но дзю Канэсада (Оŝhu Aizu ju Kanesada) Житель княжества Айдзу области Оу Канэсада. Княжество Айдзу (провинция Муцу) – современная префектура Фукусима. С правой стороны вырезано восемь иероглифов даты изготовления клинка 安政六末年二月日— Ансэй 6 овцы год 2 месяц день (день второго месяца 6 года (овцы) эпохи Ансэй = 1859 год).
Запорная муфта (хабаки) латунная, с опиловкой на стороне обуха.
Рукоять деревянная, обтянутая черненной кожей ската (самэ) и перевитая кожаным шнуром с загнутыми краями (цумами-маки), без декоративных деталей (му-мэнуки). Навершие (касира) железное, с глубоким зигзагообразным желобом. Нижний ободок на рукояти (фути) украшен инкрустацией в виде линий и завитков.
Ножны деревянные, покрыте черным лаком (цуя-кэси), с железным окончанием, предохраняющие ножны от повреждений (кодзири), украшенный цветочной инкрустацией. С правой стороны ножен от устья идет паз, переходящий в потайной карман для ко-гатаны. С другой стороны ножен прикреплена полукруглая деталь с продольным отверстием для шнура (куригата).
Гарда (цуба) железная, круглая, с двумя отверстия для рукояти кодзути и когаи, выполненная в стиле «оплавленная» (тэцу-мару-гата рё-хицу якитэ-ситатэ), Возможно, выполнена в одном из направлений школы Сёами.
В карман ножен вставлен нож обоюдоострый нож ко-гатана с металлической рукоятью. Структура металла клинка прямослойная (масамэ). Лезвие имеет линию закалки (хамон) прямой средней ширины (тю-сугу-ха). На внешней стороне вырезана подпись мастера (мэй), написанный скорописью (не перевела) со знаком хризантемы (кику). Рукоять украшена надписью скорописью большое высказвывание (возможно стих). На вершине рукояти вырезано сквозное сердцеобразное отверстие.
Артикул: ЯК0062
Историческая справка
Мастер Канэсада, настоящее имя Томоя, родился в 1837 в Йокоджи-Мачи. В 16 лет он начал работать и уже через 5 лет он получает фамилию Канэмото. После чего он отправился в Киото для получения звания «Изуми-но Ками» (профессиональное кузнечное звание «Ками» дословно переводится «правитель провинции» и обозначает степень мастерства, Идзуми – провинция) По результатам работы он получает еще одно право на фамилию Канэсада и становится 11-м мастером этой династии. Он возвращается в княжество Айзу во втором году Кейо (1866). Два года спустя в 4 месяце 4 года Кейо (1868) он остается последним в Айдзу Канэсада. Между 9 месяцем первого года эпохи Мейдзи и 9 месяцем 7 года эпохи Мейдзи (с сентября 1868 по сентябрь 1874) он работает в Камо провинции Этиго. В 9 году Мейдзи (1876) он работал в префектуре Фукусима (бывшее княжество Айдзу).
На рубеже XIX –начале ХХ века он работает кузнецом в Токийском артиллерийском арсенале.
Умер мастер Канэсада в январе 1904 года в Токио, в возрасте 67 лет.
Меч относится к ранним работам Канэсада, выкованным в период его учебы в Киото.
Мечи выкованные 11 мастером династии Канэсада из Айдзу провинции Оу – Ками Канэсада Канэмото (Томоя) имеют ранг «Дзё-саку» (Высокий уровень работы) по системе Фудзисиро Ёсиро «Нихон Токо Дзитэн».
Так же один из его мечей использовал исторический деятель Японии периода бакумацу (с 1863 по 1869 гг).
«Хидзиката владел лучшим мечом из арсенала Синсэнгуми, «Идзуми-но-Ками Канэсада» (яп. 和泉守兼定), сделанным мастером Айдзу Канэсада (1837—1903), представителем одиннадцатого и последнего поколения мастеров»
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Материал тамахаганэ (ковання сталь японского производства)
Сохранность (реставрация) Имеются патинированные следы пальцев. Ни киссаки (вершине) коррозия. Желательна полировка
Год производства Февраль 1859 года
Количество фото 17
Время использования 1859-1878 г.
Мастер/Изготовитель Оу Айдзу-но дзю Канэсада
Размеры клинка и цуба (в мм):
Основные размеры: Размеры цуба:
Общая длина в ножнах: 570 Высота: 66
Общая длина без ножен: 550 Ширина: 61
Длина клинка с хвостовиком: 537 Толщина: 5