Танто хамидаси. III четверть XVII в. Провинция Бидзэн.
Клинок прямой, однолезвийный, средней ширины, без ребра и долов (хирадзукури). Структура поверхности стали (дзи-хада) крупный древесный узор (о-мокумэ). Рисунок линии закалки (хамон) прямой линейный (сугу-ха) с прекрасными яркимли «звездочками» кристаллов мартенсита (ниэ). Рисунок линии закалки в вершине (боси) высокая прямая игла с глубоким возвратом (тогари или цуки-агэ).
На обухе в районе вершины имеется матовая область горизонтально отделенная от блестящей поверхности обуха — так называемая «подпись полировщика», указывающая на то, что последнюю полировку производил японский мастер-полировщик.
Хвостовик (накаго) прямой (сири-хари) с окончанием в виде контура каштана с подьемом к лезвию (ха-агари-куридзири). Насечка напильником (ясури-мэ) остутствует. На хвостовике выбиты два отверстия (мэкуги-ана).
На обеих сторонах хвостовика имеются иероглифы (мэй), однако четко видны только верхние иероглифа, остальные иероглифы прочитать не представляется возможным. С левой стороны четко читаются два иероглифа: 備州 – Биттю (сокращенное написание Бидзэн, Биттю, Бинго). С правой стороны верхние три иероглифа: 天正二 – Тэнсё 2 (угадывается четвертый иероглиф 年 «год») (эпоха правления Тэнсё с 1573 г.) = 1575 год.
Рукоять (цука) деревянная, обтянутая кожей ската (самэ) с наложенной декоративной деталью (мэнуки) – ханаси-мэнуки. Мэнуки выполнены из бронзового сплава и изображают Эбису и Дайко́кутэ́н. Навершие (касира) и нижняя втулка (фути) выполнены из бронзового сплава в одном стиле и инкрустированы цветным рисунком (ироэ): трава и стебли цветов выполнены из черного металла (нигуроганэ) и бутоны цветов латунного сплава (сякудо или синтю). Возможно выполнены мастерами школы Мито.
Запорная муфта (хабаки) латунная, обернутая серебряной фольгой и украшена в стиле дождевых струй (сигурэ).
Гарда (цуба) овальная, базальтовая с двумя незакрытыми отверстиями для рукояти кодзуки и когаи (хамидаси-цуба).
Ножны деревянные с двумя пазами, переходящими в потайные карманы для ножа ко-гатана и шпильки когаи. С левой стороны возле паза потайного кармана вставлена полукруглая деталь для шнура для крепления к поясу (куригата). Ножны покрыты цветным золотисто-оранжевым крапчатым лаком (вакаса-нури – лак провинции Цугару).
К предмету прилагаются перочинный нож ко-гатана и шпилька когаи. На лезвие ко-гатаны выбиты 6 иероглифов, частично затертые, поэтому надпись прочитать не удалось. Рукоять кодзука выполнена из бронзового сплава с гравированными изображением цветов и вычеканым китайским львом (карасиси). Когаи выполнена из латунного сплава чеканным узором сидящего на камыше цапли на исколотой иглой поверхности (хари-дзи). С обратной стороны рукояти когаи имеет небольшая коррозия металла.
Артикул: ЯК0061
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Год производства 1573-1592
Материал Дерево, самэ (кожа морского ската), тамахаганэ (ковання сталь японского производства)
Сохранность (реставрация) удовлетворительная.
Количество фото 17
Время использования III четверть XVI-XIX в.
Мастер/Изготовитель Подпись мастера прочитать не удалось.
Размеры клинка, цуба и ко-гатана (в мм):
Основные размеры: Размеры ко-гатана: Размеры когаи:
Общая длина в ножнах: 466 Общая длина: 189 Общая длина: 213
Общая длина без ножен: 375 Длина клинка: 93 Ширина рукояти: 11,9
Длина клинка с хвостовиком: 325 Длина рукояти: 96 Ширина иглы: 6,2
Длина клинка (нагаса): 231 Ширина клинка: 9,6 Толщина иглы: 2,8
Длина рукояти: 120 Толщина клинка: 1,2 Размеры цуба:
Длина ножен: 338 Высота: 48,5
Ширина клинка в зоне пяты: 23 Ширина: 30,8
Толщина клинка: 6,7 Толщина: 6