Вакидзаси мастера Удзифуса 2-го. I четверть XVII в.
Клинок однолезвийный, сильноизогнутый в верхней части, с ребром, которое заканчивается на обухе не доходя до острия. (синогидзукури маэдзори). Структура поверхности стали (дзи-хада) древообразная текстура (итамэ-хада). Рисунок линии закалки (хамон) волнистая (гономэ) с кристаллами мартенсита (ниэ). Рисунок линии закалки в вершине (боси) имитирует головной убор аристократа (эбоси).
На обухе в районе вершины и в районе начала хвостовика (хабаки-мото) имеется матовая область с вертикальными полосами — так называемая «подпись полировщика», указывающая на то, что последнюю полировку производил японский мастер-полировщик.
На хвостовик надета запорная муфта, выполненная из двух частей (вари-хабаки), внутренняя часть украшена вертикальной насечкой (ясури-мэ).
Хвостовик (накаго) обычный (убу/фуцу) с окончанием в виде очень плоской вершины холма (хира-яма-ката) и диагональной насечкой (судзикай-ясури-мэ). На хвостовике высверлено одно круглое отверстие под запорный клин (мару-мэкуги-ана).
На левой стороне хвостовика имеется подпись (мэй) в виде двух иероглифов: 氏房 – Удзифуса. Мастер Удзифуса (2-й) работал в провинции Овари в период с 1603 по 1624 года.
Рукоять деревянная, обтянутая кожей ската (самэ) и перевитая плоским черным шелковым шнуром в стиле двустороннего скручивания (моро-хинэри). С обеих сторон рукояти под обмотку вставлены декоративные детали (мэнуки) в виде самураев. Обмотка и мэнуки выглядят современными. Навершие (касира) железное с инкрустацией из светлого метала заподлицо (синтю-хирадзоган) закрытых бутонов. Нижний ободок (фути) украшен в той же технике. Фути и касира составляют комплект. Детали выглядят старыми.
Ножны черные, гладко полированные и покрыты черным блестящим лаком (ро-иро-уруси), с овальным окончанием ножен, как того требовал придворный этикет.
Гарда (цуба) железная круглая с двумя отверстиями для рукоятей кодзука и когаи. С внешней стороны цуба украшена двуцветной инкрустацией в виде карпа в волнах, символизирующего мужество, стойкость и хладнокровие, в стиле нуномэ-дзоган.
Рукоять перочинного ножа ко-гатаны кодзука украшена объемным цветным рисунком (ироэ-ану-нику-бори), изображающим всадника на мосту через реку, в которой на драконе сидит человек и протягивает всаднику раковину (скорее всего это эпизод из японской легенды или сказания). Обратная часть кодзуки имеет диагональную опиловку (ясури-мэ). Опиловка так же нанесена на клинок ко-гатаны. Сам клинок в очень плохом состоянии из-за наплывов грубой патины.
Артикул: ЯК0048
Историческая справка
Мастер Удзифуса (2-й) работал в провинции Овари в период с 1603 по 1624 года.
Варианты подписей (мэй):
氏房 — Ujifusa
飛騨守藤原氏房作 — Hida no kami Fujiwara Ujifusa Saku
飛騨守氏房作 — Hida no kami Ujifusa saku
飛騨守藤原朝臣氏房作 — Hida no kami Fujiwara Ason Ujifusa saku
Мастер имеет высокий рейтинг:
По системе Хоули (Hawley) 80; по системе Фудзисиро Ёсио «Нихон Токо Дзитэн» — дзёсаку (высокий уровень работы); по системе Ямада Асауэмон «Кокон Кадзи Бико» — вадзамоно «с режущими способностями».
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Материал Дерево, самэ (кожа морского ската), тамахаганэ (ковання сталь японского производства), шелковый шнур
Год производства 1603-1624
Сохранность (реставрация) Хорошая
Количество фото 12
Время использования XVII-XIX в.
Мастер/Изготовитель Удзифуса (氏房)
Размеры клинка, цуба и ко-гатана (в мм):
Основные размеры: Размеры ко-гатана: Размеры цуба:
Общая длина в ножнах: 560 Общая длина: 202 Высота: 65,5
Общая длина без ножен: 507 Длина клинка: 107 Ширина: 59,6
Длина клинка с хвостовиком: 440 Длина рукояти: 94 Толщина: 3,9
Длина клинка (нагаса): 33 Ширина клинка: 9,9
Длина рукояти: 143 Толщина клинка: 1,8
Длина ножен: 405
Ширина клинка в зоне пяты: 28,4
Толщина клинка: 6,8