Вакидзаси мастера Мунэмицу из Осафунэ провинции Бидзэн. II половина XIV — начало XVI в.
Клинок прямой без ребер (хирадзукури), имеет с обеих сторон долы — один широкий ближе к обуху и один узкий ниже широкого (бо-ни-цурэ-хи), причем с левой стороны клинка широкий дол короче узкого, а с правой стороны широкий дол чуть-чуть длиннее узкого. Структура поверхности стали (дзи-хада) не просматривается (возможно ко-итамэ). Рисунок линии закалки (хамон) очень узкий прямой с малым беспорядком переходящий в волнистый (хосо-сугу-ха-ко-мидарэ-гономэ-ха). Рисунок закалки острия (боси) — небольшой возврат в беспорядке (каэри-асаси-мидарэ-коси).
Хвостовик (накаго) имеет вытянутый конец (сири-хари) с обрезанным ровно окончанием (кири). Насечка хвостовика слегка диагональная тонкая с частыми штрихами (судзикай). Хвостовик имеет два отверстия для крепежного клина (ана), причем верхнее отверстие овальное (уридзанэ-ана), а нижнее обычное круглое (мару-ана). С левой стороны хвостовика вырезаны шесть иероглифов 備州長船宗光 Бисю-но Осафунэ-но Мунэмицу (Мунэмицу из селения Осафунэ провинции Бисю). На клинок надета запорная муфта (хабаки), украшеная рисункомв виде камней (исимэ).
Рукоять деревянная обтянутая кожей ската (самэ) и перевитая синим шелковым шнуром в стиле одностороннего закручивания (ката-хинэри). С обеих сторон имеются декоративные детали (мэнуки). Обмотка сильно потрепана и в нижней части была порвана и произвольно завязана. Навершие (касира) и нижняя втулка (фути) выполнены в виде цветной картинки, изображающей оленей среди цветов, выполненной инкрустацией сплавами на основе меди больших площадей в приподнятом рельефе (ироэ-суэмон) в стиле школы Мито. Ножны деревянные из дерева магнолии (хоно) окрашенные красно-бардово-черным лаком (си-тан-нури). На ножнах две крепежные детали: в верхней части ножен полукруглая деталь для шнура (куригата) и в нижней части крючок, препятствовавший перемещению ножн в момент извлечения клинка (сори-цуно). С другой стороны вырезан паз, переходящий в потайной карман для перочиного ножа (ко-гатаны).
Гарда (цуба) железная овальная суженная к низу с одним отверстие для ножа ко-гатаны с медной инкрустацией заподлицо (тэцу-аори-гата-хицу-ана-акаганэ-хирадзоган) (возможно школа Сёами).
К вакидзаси прилагается перочинный нож ко-гатана с медной рукоятью кодзука, украшенной цветной рельефной картинкой в виде трех трех уток (или журавлей). На обратной стороне рукояти кодзука вырезаны линии волнистого узора и четыре иероглифов 石黒芙政, которые может иметь два прочтения 1. Масаси Исигуро Фудзико и 2. Исигуро Масахидэ. Пятый знак — это автограф (као), выполненный в манере быстрого росчерка, который не переводится и является личной подписью (к сожалению, као многих мастеров не идентифицированы).
Артикул: ЯК0034
Историческая справка
В селении Осафунэ провинции Бидзэн работали пять мастеров, которые подписывались одинаковой подписью 備州長船宗光 Бисю-но Осафунэ-но Мунэмицу. Отличие этих мастеров было в технике очень узкого прямого растрепанного или волнистого хамона. Работали эти мастера в период с 1362 по 1530-е годы.
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Материал Дерево, железо, самэ (кожа морского ската), тамахаганэ (ковання сталь японского производства), шелковый шнур
Год производства II половина XIV — начало XVI в. Относится к Кото (старинные мечи) до 1596 г.
Сохранность (реставрация) Порвана обмотка рукояти
Количество фото 15
Время использования II половина XIV-XIX в.
Мастер/Изготовитель Мунэмицу из Осафунэ провинции Бидзэн.
Размеры клинка, цуба и ко-гатана (в мм):
Основные размеры: Размеры ко-гатана: Размеры цуба:
Общая длина в ножнах: 425 Общая длина: 215 Высота: 56,1
Общая длина без ножен: 32 Длина клинка: 120 Ширина: 42,2
Длина клинка с хвостовиком: 356 Длина рукояти: 95 Толщина: 4,3
Длина клинка (нагаса): 252 Ширина клинка: 12,9
Длина рукояти: 102 Толщина клинка: 2,7
Длина ножен: 303
Ширина клинка в зоне пяты: 28,8
Толщина клинка: 6,8