Айкути цуруги (яри). XVII-I половина XIX в.
Клинок прямой, обоюдоострый, ромбического сечения (цуруги – прямой или яри-наоси — переделанное копье яри). Копейный наконечник (клинок) часто применялся в роли кинжала (айкути или танто), а длинные прямые обоюдоострые наконечники копий даже оформлялись как мечи. Структура поверхности стали (дзи-хада): прямослойная древесина (масамэ). Рисунок линии закалки (хамон) средней ширины прямая (тю-сугу-ха) с большим количеством ниои и ярких мартенситных звездочек – ниэ кинсудзи («золотая линия»), а также просматривается деталь закалки сунагаси-хатараки. Рисунок линии закалки на острие (боси) законченная, повторяющая линию лезвия (яки-цунури). На клинок надета запорная муфта (хабаки) выполненная из сплава на основе меди – сякудо.
Хвостовик имеет опиловку (ясури-мэ) комбинирующую прямые линии вверху так что образовывают вверху два треугольника и скошенные слева направо основные линии, вторая линия которых начинается от ребра синоги (нидзю-ката-судзикай). На хвостовике имеются два крепежных отверстия (мэкуги-ана) одно из которых круглое (мару-ана), а второе овальное (уридзанэ). Подпись на хвостовике отсутствует (му-мэй).
Рукоять деревянная, обмотанная кожаным плоским шнуром в стиле «однорукой» намотки без конечного узла, т.е. от начала до (намэси-кава кодзидай-асаито-макиагэ). С обеих сторон рукояти наложены декоративные элементы (мэнуки) в виде двойных крабов. Навершие (касира) и нижняя обоймица (фути) выполнены из рога. Фути расширяется от рукояти и с одной стороны имеет вырез для рукояти кодзука.
Ножны деревянные, разделенные на пять частей с помощью круговых резных кругов (саямакигири), на последней части имеется геометрический узор в виде ромба (или с виде двух наложенных одна на другую стрел). Ножны обработаны матовым лакированным покрытием будто сколотым иглой (цуя-кэси-хариавадзэ-сая). С внешней стороны ножны имеют полукруглую деталь для шнура (куригата), с другой, внутренней, стороны на ножнах от устья прорезан паз, переходящий в потайной карман для рукояти перочинного ножа ко-гатаны кодзука. Рукоять крепится к хвостовику с помощью латунных крепежных винтов с круглыми шляпками.
Перочинный нож ко-гатана имеет на клинке сильно затертые остатки нескольких иероглифов. Рукоять кодзука выполнена в стиле цветной картинки (ироэ-дзоган) изображающей цикаду, ниже идут пять иероглифов (не японских) и печать (такие печати были личные, с девизами, родовые, чиновничьи). Вдоль иероглифов идет гравировка в виде ветки.
Артикул: ЯК0046
Историческая справка
Яри ( яп. 槍 ) — японский тип древкового оружия , представляющий собой копьё и имеющий множество модификаций. Термин появился в период Камакура .
История
Самым древним японским копьём было хоко . Наконечники хоко были втулочными, с ромбическим в сечении пером длиной около 25 см. Иногда они дополнительно снабжались крюком, наподобие багра . К периоду Нара относят появление тэбоко — «ручного копья» с прямым или слегка изогнутым наконечником около 30 см, с выступающим ребром. Поначалу оно отличалось небольшим древком и, возможно, применялось для метания, но к периоду Намбокутё его длина увеличилась до 1,8 м, и его стали называть кикути-яри . Во второй половине периода Муромати копья получают наибольшее распространение и появляются различные модификации.
Конструкция
Классическое яри состоит из древка ( эбу или нагаэ ), к которому крепится наконечник ( хо ). Древко длиной 1,8—2,5 м, в сечении, как правило, круглое или многогранное (а не овальное), из дуба или, реже — бамбука . Наконечники были длиной 15—90 см и отличались мечевидной формой, крепились с помощью хвостовика ( накаго ). Они позволяли наносить колющие и рубящие удары. Благодаря таким наконечникам яри могут быть классифицированы, как глефы . Иногда на 30 см ниже наконечника делалась металлическая крестовина хадомэ . Обычной была цуба . Для более надёжного крепления конец древка снабжали крепёжной муфтой ( хабаки ) и шайбами ( сэппа ). На нижнем конце был подток ( исидзуки ), который мог применяться для нанесения ударов. Верхняя часть древка лакировалась и обматывалась шнуром ( сэн-дан-маки ).
Дополнительная информация
Страна использования Япония
Страна производства Япония
Материал Дерево, тамахаганэ (ковання сталь японского производства), шелковый шнур
Количество фото 15
Сохранность (реставрация) Хорошая
Год производства XVII-I половина XIX в. Синто и син-синто (1596-1876)
Время использования XVII-XIX в.
Мастер/Изготовитель Мастер неизвестен.
Размеры клинка и ко-гатана (в мм):
Основные размеры: Размеры ко-гатана:
Общая длина в ножнах: 442 Общая длина: 211
Общая длина без ножен: 379 Длина клинка: 114
Длина клинка с хвостовиком: 331 Длина рукояти: 96
Длина клинка (нагаса): 252 Ширина клинка: 12,4
Длина рукояти: 110 Толщина клинка: 1,9
Длина ножен: 331
Ширина клинка в зоне пяты: 26,8
Толщина клинка: 7,3